arbitrag na storone klientovРоспотребнадзор признал, что неуплата клиентом очередного страхового взноса не может служить основанием для автоматического расторжения договора. Причем арбитражные суды 2 инстанций полностью согласились с таким решением. До этого Верховный суд РФ занял точно такую же позицию.

Дело в том, что в Роспотребнадзор обратился клиент «АльфаСтрахования» с жалобой по поводу договора автокаско. Одно из положений правил страхования он посчитал для себя неприемлемым. Страховая компания указала в нем, что в случае несвоевременной или неполной уплаты клиентом страхового взноса, договор по истечении 30 дней автоматически прекращает свое действие.

В результате рассмотрения этого заявления Роспотребнадзор принял решение о том, данное положение правил ущемляет права потребителя. На этом основании он штрафовал страховщика. Но компания «АльфаСтрахование» не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Арбитражный суд г. Москва.

Но суд все-таки встал на сторону клиента компании и отказал страховой компании в удовлетворении ее иска.
При этом суд сослался на ст. 310 Гражданского кодекса (ГК) в которой ясно сказано о недопустимости одностороннего отказа от выполнения обязательств. Согласно ст. 940 ГК договор, который заключается между двумя сторонами, должен быть в письменной форме. Кроме того, в ч. 1 ст. 452 ГК РФ сказано о том, что соглашение о любом изменении или расторжении страхового договора должно совершаться в той же форме, что и договор. Также суд обосновал свою позицию постановлением Конституционного суда от 23 февраля 1999 г. В нем четко сказано о том, что любой гражданин – экономически слабая сторона. Поэтому ему требуется особая защита его прав. Таким образом, возникает необходимость в ограничении свободы договора для страховой компании.

В принятом судебном решении отмечается, что договор каско признан типовым, то есть все условия в нем заранее определены. Поэтому клиент при его заключении не может оказать влияние на его содержание. При этом суд считает, что должны обязательно соблюдаться требования, указанные в п. 1 ст. 16 закона о защите прав потребителей. На основе этих фактов суд признал условие об автоматическом расторжении договора недействительным. Апелляционная инстанция также оставила принятое судом решение в силе.

Верховный суд полностью согласен с мнением суда об автоматическом расторжении договоров в случае просрочки с выплатой премии. Пленум Верховного суда постановил, что данное условие правил страхования не может служить основанием для освобождения страховщика от выполнения своих обязательств по договору. Благодаря решениям, принятым арбитражными судами, ужесточение условий для страховых компаний стало самой обычной арбитражной практикой.

Теперь страховщик обязан уведомлять клиента о расторжении договора в связи с неуплатой очередной части премии. Причем такое условие является справедливым и логичным. Но в данное время арбитраж стал необоснованно ужесточать свой подход к решению подобных вопросов. Павел Курлат, который является партнером ЗАО «Первая юридическая сеть», выразил надежду на то, что страховщик сможет обжаловать такое решение в суде высшей инстанции.

В ст. 954 ГК прописана возможность для установления в договоре страхования соответствующих последствий в случае неуплаты клиентом очередной части премии.
По мнению Вадима Филиппкова, партнера адвокатского бюро «Филипков и партнеры», условие страховой компании об автоматическом расторжении договора в ситуации просрочки уплаты взноса не является противозаконной. Она полностью отвечает всем требованиям норм законодательства.


  • Как в кризис сэкономить на каско

    Время кризиса является традиционно непростым для страховых фирм, ведь люди начинают экономить и отказываются, прежде всего, от дополнительных услуг, включая и добровольное страхование.

    Подробнее
  • Диагностическая карта

    Диагностическая карта имеет определённый срок действия, зависящий от возраста вашей верной лошадки. Авто новое? Значит, живите спокойно в течение трёх лет, если более трёх, но менее семи лет – осмотр надлежит

    Подробнее
  • Страхование КАСКО. Условие о франшизе

    Франшиза представляет собой величину, на которую при выплате по КАСКО уменьшается размер страховой выплаты. Иными словами, сумма франшизы вычитается из страховой выплаты.

    Подробнее
  • Страхование КАСКО. Как рассчитывается страховая выплата при повреждении автомобиля?

    Состав страховой выплаты зависит от условий, прописанных в договоре КАСКО. В нее в обязательном порядке включается сумма причиненного ущерба. Ущерб в соответствии с гражданским законодательством – это те расходы, которые предстоит

    Подробнее
  • Страхование ОСАГО. Споры о сумме страховой выплаты

    Между владельцами пострадавших в ДТП автомобилей и страховыми компаниями нередко возникают споры о сумме страховой выплаты. Страховые компании не хотят платить лишнего, с другой стороны владельцы автомобилей стремятся получить максимально

    Подробнее
  • Страхование ОСАГО. Как оценивается размер ущерба, причиненного автомобилю?

    Владельцу пострадавшего в ДТП автомобиля очень важно знать, каким именно образом будет производиться расчет суммы причиненного ущерба. Страховые компании зачастую стремятся занизить размер причиненного ущерба, ведь страхование – это их бизнес;

    Подробнее
  • Страхование ОСАГО. Утрата товарной стоимости – судебный подход

    Для того чтобы разобраться, возмещается ли утрата товарной стоимости в рамках ОСАГО, сделаем небольшой экскурс в понятийный аппарат.

    Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Аналитика и статистика