Страховые компании предлагают внести поправки в закон об ОСАГО и законодательно обязать автовладельцев соблюдать единый порядок подачи претензий. Они считают, что пострадавший в аварии первоначально обязан обратиться в страховую компанию и только в случае решения, которое его не удовлетворит, обращаться в суд.
На самом деле возможностей у автовладельца машины, пострадавшей в аварии, намного больше. Например, можно обратиться напрямую к виновнику ДТП, чтобы тот оплатил ремонт сам, тогда цена его страхового полиса не возрастет в дальнейшем. Можно сразу отправить претензии по возмещению ущерба в суд и на страховщика, и на виновника аварии.
Такой вариант не устраивает страховые компании, так как очень многие автовладельцы предпочитают не ввязываться самим в разборки страховщиков и передают (уступают) права требования юридическим посредникам. Те выплачивают пострадавшему некую сумму, как правило, она намного меньше того, что мог бы получить владелец авто, но делают это быстро.
Получив права, посредники начинают требовать у страховой компании деньги за аварию. Но действуют через суды, которые встают на сторону пострадавшего (и его представителей). Страховой компании приходится оплачивать много дополнительных расходов. Здесь и судебные издержки, и оплата юридических услуг посредников.
Очень часто услуги посредников не решают проблем потерпевшего полностью, но позволяют получать доход посторонним организациям и приносят серьезный убыток страховым компаниям. Конечно, такая ситуация очень не нравится страховщикам. Они стараются любыми способами избавить себя от дополнительных расходов. Например, в КАСКО подобные издержки сразу закладываются в тариф.
В обязательном страховании все коэффициенты тарифов устанавливает государство, поэтому союз страховщиков (РСА), во главе с Павлом Буниным подготовил поправки в закон. По их версии, автовладелец только в одном случае может обратиться в суд, если проблема не решена страховой компанией. Бунин сообщил, что по решению судов выплачены 2,5 миллиарда рублей, почти 14%. А компенсации - всего 384 тысячи (здесь уже учтены 49 тысяч рублей, выплаченных по решению суда). В 90% случаев пострадавшие даже не пытались обращаться в страховую компанию.
Однако, стоит вспомнить Конституцию – человек имеет право предъявлять претензии кому угодно и строго порядка здесь не установлено. Например, действия инспектора на дороге можно обжаловать у непосредственного начальника этого инспектора, можно обратиться к главе ГИБДД в регионе или даже в Главное управление. Но также с претензией может разобраться прокуратура или суд. Почему страховые компании хотят лишить человека выбора?