Владельцу пострадавшего в ДТП автомобиля очень важно знать, каким именно образом будет производиться расчет суммы причиненного ущерба. Страховые компании зачастую стремятся занизить размер причиненного ущерба, ведь страхование – это их бизнес; сокращая выплаты, они сокращают собственные расходы и увеличивают прибыль. Проанализируем законодательство и дадим ряд рекомендаций по этому вопросу.
Закон об ОСАГО предусматривает, что страховые компании обязаны организовывать оценку ущерба независимыми специалистами. Однако из этого правила существует исключение. Дело в том, что закон не запрещает компаниям производить оценку ущерба силами своих сотрудников. Компания, которая произвела такую оценку, может предложить пострадавшему согласовать полученную сумму. Взяв указанное согласие с владельца автомобиля, страховая компания избавляется от необходимости инициировать независимую оценку.
Чем это чревато? Сотрудники компаний не являются профессиональными оценщикам. Кроме того, они напрямую заинтересованы в сокращении суммы страховой выплаты. Если вы письменно согласились с рассчитанной суммой, а потом на ремонт автомобиля вам не хватило, очень трудно будет довзыскать недостающую сумму, ведь у страховой компании будет иметься ваше добровольное согласие.
В этой связи не рекомендуется подписывать какие-либо расчеты, составленные страховой компанией, если вы не уверены в том, что рассчитанной суммы хватит на ремонт автомобиля. Настаивайте на проведении независимой оценки!
Также важно знать, на каких принципах строится расчет ущерба независимым оценщиком.
Размер ущерба – это те суммы, которые вам предстоит потратить на ремонт автомобиля. Что нужно для ремонта? Купить запчасти и материалы; выполнить ремонтные работы.
Эксперт рассчитывает продолжительность каждой ремонтной работы в соответствии с нормативами. За стоимость работы принимается та цена, по которой работают специализированные автосервисы.
Со стоимостью деталей несколько сложнее. Как правило, в ДТП попадают автомобили, уже побывавшие в эксплуатации. Такие автомобили имеют износ, соответственно, изношены и их детали. Законодатель считает, что в случае ремонта по ОСАГО на автомобиль должны устанавливаться детали, соответствующие по стоимости изношенным деталям. Таким образом, оценщик, производя исчисления, вычитает из стоимости новых деталей процент износа.
Изношенные детали найти сложно (их рынок у нас не развит и беспорядочен), поэтому при ремонте автосервис, скорее всего, приобретет и установит на автомобиль новые детали по соответствующей цене. Естественно, что в таком случае размер страховой выплаты и стоимость ремонта будет различаться.
Многим представляется, что исчисление стоимости деталей с учетом их износа несправедливо, но такова в данный момент законодательная воля.
Возмещение УТС - утраты товарной стоимости автомобиля зачастую становится предметом спора со страховыми компаниями. Они не хотят включать ее состав ущерба. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой УТС должна включаться в выплату, если на то имеются основания. При этом следует помнить, что УТС может применяться не в каждом случае. Прежде чем затевать спор по этому вопросу, посоветуйтесь со специалистом, применима ли в вашей конкретной ситуации величина УТС.
С 1.05.2015 вступили в силу обновленные справочники со средней ценой материалов, запчастей ремонта, которые подготовлены РСА (Российским союзом автостраховщиков. Как уже было сообщено АСН, в сравнении с данными на начало декабря 2014 года, стоимость запчастей увеличилась в среднем на 19 процентов. А на материалы цены выросли приблизительно на 28%.