Между владельцами пострадавших в ДТП автомобилей и страховыми компаниями нередко возникают споры о сумме страховой выплаты. Страховые компании не хотят платить лишнего, с другой стороны владельцы автомобилей стремятся получить максимально возможную выплату, чтобы ее хватило на полноценный ремонт автомобиля. При этом обе стороны апеллируют к тем или иным цифрам.
Перед тем как затевать спор со страховой компанией, владельцу необходимо учесть два объективных фактора, влияющих на размер выплаты.
Во-первых, исчисляя сумму страховой выплаты (стоимость предстоящего ремонта), оценщик учитывает стоимость изношенных деталей. Предполагается, что раз детали вашего автомобиля были изношены в процессе эксплуатации, то и возмещать нужно их стоимость, а не стоимость новых деталей. Это требование закона. При ремонте автомобиля на него чаще всего устанавливаются новые детали по соответствующей цене. В этой связи фактическая стоимость ремонта оказывается выше размера страховой выплаты.
Во-вторых, закон ограничивает размер выплаты в рамках ОСАГО. Если в ДТП поврежден один автомобиль, то компания не вправе выплачивать его владельцу больше 120 000 руб. Когда сумма ущерба оказывается выше 120 000 руб., владельцу автомобиля следует взыскивать разницу не со страховой компании, а с виновника ДТП.
Таким образом, превышение фактической стоимости ремонта над суммой выплаты не всегда происходит по вине страховой компании.
Если же занижение страховой выплаты произошло не по указанным выше причинам, а в силу, например, неправильного расчета, имеет смысл потребовать со страховой компании недостающее.
Как разрешаются возникшие спорные ситуации?
Первое, что надо помнить: сумма в размере, который не оспаривается страховой компанией, должна быть выплачена в любом случае. Рассмотрим на примере. Владелец автомобиля считает, что ему причитается 10 000 руб. в то время как страховая рассчитала страховую выплату в сумме 4 000 руб. Поскольку страховая компания не оспаривает, что должна выплатить 4 000 руб., она должна сделать это в установленные сроки. Срок на выплату согласно законодательству составляет 30 дней со дня поступления необходимых документов в страховую компанию. За нарушение указанного срока предусмотрена неустойка.
Что касается остальной суммы, то за нее придется побороться.
Перед обращением в суд имеет смысл направить страховой компании претензию. В этой претензии нужно подробно изложить свои доводы и обосновать расчет истребуемой выплаты. Лучше заранее запастись отчетом независимого оценщика (хотя о проведении оценки можно ходатайствовать и в суде) и сослаться на него в претензии. Наличие независимой оценки - это весомый аргумент в споре со страховой компанией.
Возможно, что, рассмотрев претензию, страховая компания признает доводы, изложенные в ней, состоятельными и добровольно осуществит выплату, не дожидаясь суда. Хотя шанс на получение выплаты в добровольном порядке минимален, лучше использовать его. Ведь суд – это всегда трата времени и денег.
Если, рассмотрев претензию, страховая компания, тем не менее, отказывается платить владельцу автомобиля, выход один – судебное разбирательство.